Причины и последствия признания КСИР террористической структурой

5 м.   |  2019-05-20


В начале апреля США признали одну из военных структур Ирана – Корпус Стражей Исламской Революции (КСИР) – террористической организацией. КСИР считается частью вооруженных сил ИРИ и действует наряду с иранской армией.

В КСИР входят все характерные для регулярной армии виды войск – сухопутные, военно-морские, военно-воздушные силы. При этом КСИР не ограничивается чисто армейскими функциями. Корпус Стражей Исламской Революции имеет мощное влияние внутри страны, серьезный вес в экономической отрасли, за КСИР закреплено также производство дальнобойных ракет.

Корпус Стражей Исламской Революции обладает значительным влиянием также за пределами Ирана, в регионе, в частности, в Сирии, Ираке, Ливане. Для координации региональных действий в КСИР функционирует специальное подразделение. КСИР сотрудничает также с другими силовыми структурами Ирана, например, министерством внутренних дел, министерством разведки (имеется в виду министерство информации и национальной безопасности ИРИ. – ред.) и полицией.    

Признание КСИР террористической организацией означает, что тысячи военнослужащих этой структуры, а если учесть также бывших служащих в рядах Корпуса, то миллионы людей, будут считаться террористами, и в случае выезда за пределы Ирана по требованию Вашингтона властями той или иной страны они могут быть арестованы и экстрадированы в США. Это, конечно, не касается рядовых служащих. Данное решение может сказаться в особенности на высокопоставленных служащих, генералах КСИР, например, может быть использовано в отношении Касема Сулеймани, который командует спецподразделением, координирующим действия Ирана в регионе – в Сирии, Ираке, Йемене, Ливане. Сулеймани сам по себе настолько влиятельная персона, что только он может принимать участие во внутрисирийских, внутрииракских переговорах, процессах. 

Данное решение может сказаться также на тех, кто сотрудничает с КСИР: их будут считать пособниками террористов и наказывать. Это наказание может быть в виде экономических санкций.

Признание КСИР террористической организацией представляет собою логическое продолжение американской политики по оказанию давления на Иран. Политики, которая была особенно ужесточена после выхода США в мае 2018 года из Ядерного соглашения, когда Вашингтон не просто вернул прежние экономические санкции против Ирана, но и ввел новые, что еще более усугубило тяжелое экономическое состояние ИРИ.   

США проводят политику оказания еще большего давления на Тегеран, и данным решением Вашингтон преследует цель ограничить роль КСИР на Ближнем Востоке. Некоторые экспертные круги связывают данное решение американских властей с парламентскими выборами в Израиле – в качестве проявления поддержки действующего премьер-министра.

Однако опыт показывает, что чем сильнее Вашингтон пытается притеснить КСИР, тем более мощной становится данная структура внутри Ирана и соответственно за пределами страны. К примеру, всего два года назад, когда США ввели санкции против КСИР по обвинению в поддержке терроризма, в Иране был принят закон, согласно которому правительство страны обязывалось предоставить этой структуре свыше 300 млн. долларов для координации своих действий в регионе. И сейчас в Иране разрабатывают законопроект, согласно которому будет решено в ответ Вашингтону признать террористической структурой американский военный контингент на Ближнем Востоке.

Кроме того, этим законопроектом правительство будет обязано использовать все рычаги и защитить от принятого американцами решения КСИР и все лица и структуры, которые сотрудничают с Корпусом Стражей Исламской Революции.

В некоторых экспертных кругах после данного шага США прогнозируют рост напряженности на Ближнем Востоке, вплоть до столкновений между силами КСИР и американскими ВС. Однако, по-моему, в ближайшем будущем вероятность подобных столкновений крайне низкая.  

Резюмируя, можем отметить, что данное решение США может оказать двойственное воздействие. С одной стороны, КСИР вынужден будет проявить большую осторожность в своих действиях, а с другой – станет более инициативным. Кроме того, КСИР еще сильнее укрепит свои позиции внутри Ирана и сможет потребовать куда более жесткую политику в отношении США.